Ещё чуть более века назад, в некоторых Российских губерниях, среди православных служителей храма существовал ужасный обычай. К примеру, священники Вятской губернии свято верили, что, если оживёт умерший, оставленный в церкви на ночь на отпевание, то он навлечёт на служителей данной церкви ужасные беды.
Поэтому, выполнялось негласное правило: причт (коллектив служителей храма) должен тайно лишить жизни ожившего и схоронить. В противном случае, если оживший покойник успеет удрать из церкви, то за это последует кара небесная – умрёт весь причт, или же двенадцать священников подряд!
– Сестра, может, всё же в реанимацию?
– Доктор сказал в морг, значит в морг.
Вот как описывает этот обычай Вятский этнограф, в то время судебный следователь В. Магницкий:
«Причт лишает жизни оживающих покойников дубинкой, хранящейся для того в церкви, за печкой. Это совершается так. Коли обнаружили покойника ожившим, причт заставляет его помолиться Богу, а когда оживший, перекрестившись, поклонится, — ударяет его спрятанной дубинкой в загорбок. Зная такую участь, ожившие покойники стараются из церкви удрать, прежде чем будет обнаружено исчезновение их из гроба. В свою очередь, церковные сторожа, чтобы предупредить побег, по входе в церковь первыми, раскрывают гроб и капают покойнику на лицо воском от зажжённой свечи для убеждения, не ожил ли он».
Источник. Поверья и обряды в Уржумском уезде Вятской губернии”, В. Магницкий, 1883 год.
Стоит ли говорить, какую ловкость и хитрость нужно было применить тем, кого, по воле случая, посчитали мёртвым, и отправили в церковь на отпевание! Бывало, что счастливчикам удавалось удрать и добежать до дома целым и невредимым.
А вот вятский сельский учитель Д. Мартышин поведал следователю В. Магницкому, что его родственник обнаружил покойника, оставленного на ночь в церкви, со следами свежей крови и в разбитом гробу. Похороны были приостановлены, и родичи умершего обратились в полицию. И хотя все факты указывали, что душегубом был местный старик-дьячок, дело не придали огласке.
В соседнем же селе, ожившая во время отпевания женщина. По имени Катерина, не подавала признаков жизни, выжидая, когда её гроб отвезут на кладбище. И только там она выскочила из гроба, и объяснила, что боялась, что её убьют. В Костроме также были известны случаи о том, что по приказу причта убивали мнимо умерших, очнувшихся в церкви во время отпевания. Кстати, бывали случаи, когда в одном и том же храме одновременно умирали по нескольку священников. И народ связывал такие смерти именно с упуском «ожившего умершего».
Вот такие чудные дивности творились в Вятской и Костромской губерниях в стародавние времена. И, когда таких жалоб набралось достаточное количество, судебный следователь В. Магницкий и приехал разобраться. Хотя, как он считал, подобное происходило повсеместно на Руси, а не только в Вятской и Костромской губерниях.
И, поэтому, в те времена, народу лучше было не впадать ни в кому, ни в летаргический сон, ни даже просто терять сознание на пустом месте. А уж если в гроб положили, и отпели, то всё – уже покойник.
В то же время, в Европе к мнимо умершим было гораздо более гуманное отношение. В гробы клали колокольчик. Если вдруг оживёт – кто-нибудь на кладбище услышит звон колокольчика, позовёт на помощь, и выпустят бедолагу на свет Божий.